Почему некоторые автомобили имеют топливный бак справа, а другие слева

Пoчeму у oдниx aвтoмoбилeй бeнзoбaк спрaвa, a у другиx слeвa.

 

Oтвeтьтe быстрo нa oдин вoпрoс, — с кaкoй стoрoны рaспoлoжeн бeнзoбaк ((тoпливнaя горловина) в вашем автомобиле? На удивление быстро, на этот вопрос ответят не все, несмотря на то, что многие водители регулярно заправляют свой автомобиль. Да, для большинства из нас этот вопрос не составит труда. Но некоторые из нас не мгновенно ответят на вопрос, а хотя бы на некоторое время задумаются. Самое интересное, что если задать другой вопрос, — с какой стороны расположено рулевое колесо автомобиля, то все сразу без запинки ответят на него.

 

Почему же многие не сразу вспоминают где расположен бензобак (топливная горловина))? Все дело в том, что в отличие от месторасположения рулевого колеса и других важных частей машины, расположение топливного бака не стандартизировано в мировой автопромышленности. Как вы думаете, а почему нет мирового стандарта? Давайте выясним.

 

Многие наверняка считают, что все равно в мировой автопромышленности должен быть какой-то консенсус, с какой стороны автомобилей предпочтительней располагать топливный бак (крышку топливной горловины). И в итоге автопроизводители по какому-то взаимному согласию стараются устанавливать топливные баки строго с определенной стороны. Но самое странное, что на самом деле такой вопрос в автопромышленности никогда не возникал и не обсуждался

 

Соответственно нет никаких мировых правил регулирующих месторасположение бензобака в транспортных средствах. Но, это что касаемо расположения бензобака справа или слева. Что касательно расположения бензобака в задней части машины, то во многих странах мира автопроизводителям запрещено оснащать транспортные средства с бензобаком в задней части автомобиля, так как при аварии (удара в заднюю часть кузова) существует большой риск воспламенения топлива.

 

На фото Bel Air Taillight с задним расположением топливного бака

 

Также в мировой автопромышленности существуют стандарты, которых должны придерживаться все автопроизводители при проектировании транспортных средств. Например, автопроизводители, которые поставляют автомобили в США, Европу и в Россию, должны располагать бензобак в самой широкой части автомобиля, внутри кузова и вне зон деформации в случае ДТП. Также бензобак должен располагаться в таком месте, где в случае утечки топлива, оно не должно попадать на электропроводку, а также на горячие части автомобиля.

 

В итоге эти правила действующие во многих странах означают, что автопроизводители должны устанавливать бензобак далеко от опасных компонентов транспортного средства, а также распологать топливную горловину либо с левой, либо с правой стороны автомобиля, а также бензобак должен быть расположен недалеко от задней части салона транспортного средства. 

 

И так что теперь мы знаем? Мы знаем, где не может быть расположен бензобак в современных автомобилях. Но как производители автомобилей решают, с какой стороны должна быть расположена горловина бензобака? Кто решает, где будет крышка бака слева или справа?

 

Как правило, большинство Европейских и Американских автомобилей (в том числе и Российских) оснащены топливными баками (горловинами) расположенные с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья), тогда как у большинства Японских транспортных средствкрышка бензобака расположена с левой стороны. 

 

Есть, конечно, исключения, даже в пределах одной компании, когда выпускаются модели, у которых бак расположен с другой стороны в отличие от большинства автомобилей модельного ряда. Но, тем не менее, на авторынке четко прослеживается разделение автомобилей по месторасположению топливного бака.

 

Связавшись с представителем компании Volkswagen, мы задали вопрос, почему они предпочитают располагать бензобак с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Вот что они ответили:

 

  • «В легковых автомобилях с левым расположением рулевого колеса Volkswagen топливный бак (горловина) всегда расположена с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Это сделано, для того чтобы крышка топливного бака была повернута в сторону тротуара (обочины и т.п.), чтобы водитель, открывая топливный бак, не стоял на проезжей части. 
  •  
  • В коммерческих автомобилях Volkswagen горловина бензобака, как правило, расположена с левой стороны (со стороны водителя), так как с правой стороны расположена раздвижная дверь. Из-за раздвижной двери не остается пространства для безопасного и легкого доступа к топливному баку.
  •  
  • Кроме того, если в коммерческих автомобилях (микроавтобусы) расположить бак справа, то во время заправки на АЗС раздвижной двери будет мешать заправочный топливный пистолет, что будет являться препятствием для высадки пассажиров из машины. Вот почему в микроавтобусах в настоящий момент топливный бак расположен, как правило, с водительской стороны».

 

Также мы связались с инженером компании Fiat-Chrysler и получили похожие объяснения, связанное с выбором месторасположения топливного бака в том или ином автомобиле.

 

Инженер компании Toyota также аналогичным образом рассказал нам о том, почему в одних автомобилях топливный бак расположен с левой стороны, а в других с правой:

 

  • «В первую очередь месторасположение топливного бака (крышки и горловины бака) определяется в зависимости от конструкции определенной модели. Так как существуют строгие нормы безопасности, то прежде чем решить, где будет расположен бак, проводятся различные испытания (краш-тесты), в которых моделируются различные дорожные ситуации, которые могут приводить к воспламенению топлива в бензобаке.
  •  
  • Затем полученные результаты сравниваются. Если исследование показывает, что нет никакой разницы в месторасположении бензобака, то применяется главный принцип компании Toyota — безопасность водителя и удобство.
  •  
  • Так как в Японии левостороннее движение и соответственно рулевое колесо расположено с правой стороны, то горловина топливного бака во многих автомобилях располагается с противоположной стороны, для того чтобы водитель, открывая бензобак, не располагался со стороны проезжей части. В итоге, как правило, в  автомобилях с правым расположением рулевого колеса, топливная горловина бака располагается с левой стороны (со стороны пассажирского переднего сиденья).
  •  
  • Что касательно Японских автомобилей с левым расположением рулевого колеса, то для того чтобы не увеличивать издержки при производстве, компания Toyota располагает бензобак (горловину) в том же месте, где он расположен в транспортных средствах с правым расположением руля. 
  •  
  • В отношении грузовых автомобилей с правым расположением рулевого колеса, чаще всего компания Toyota основывается на комфорте и удобстве доступа водителя в топливный бак. Для того чтобы не обходить автомобиль вокруг во многих габаритных коммерческих автомобилях топливный бак располагается со стороны водителя (с правой стороны при расположении рулевого колеса справа)». 

 

Таким образом, основное объяснение, почему заливная топливная горловина чаще всего располагается со стороны переднего пассажира, относится к безопасности. Ведь при таком расположении крышки бензобака водитель при заправке всегда будет расположен со стороны обочины. Если вы заправляете автомобиль на стороне переднего пассажира, то вы отделены самим автомобилем от проезжей части, что естественно увеличивает вашу безопасность. Ведь если вы будете заправлять автомобиль с водительской стороны, то вы не будете защищены от мимо проезжающих транспортных средств.

 

Поэтому в странах с правосторонним рулевым управлением, где автомобили ездят по левой стороне дороги, горловины топливных баков, как правило, расположены с левой стороны, а в Европейских, Российских и Американских автомобилях крышка топливного бака располагается с правой стороны. 

 

Конечно, есть множество других причин, почему в том или ином автомобиле топливный бак располагается с определенной стороны. Все конечно зависит от конструкции автомобиля и его безопасности. Поэтому иногда чисто технически инженеры принимают решение установить бак совершенно с противоположной стороны в отличие от большинства других автомобилей своей модельной линейки. 

 

В большинстве автомобилей топливный бак расположен в задней части строго по центру. Соответственно инженеры в этом случае долго решают, в какую сторону вывести топливную горловину. Соответственно проводятся испытания и тестирования, с целью выявить наиболее безопасное месторасположение топливной горловины. В этом случае оптимальное месторасположение определяется с учетом всей конструкции автомобиля, а также с учетом того где распложено рулевое колесо.

 

В том числе, учитывается месторасположение выхлопной системы и схемы электропроводки.

 

Иногда инженеры подолгу не могут принять решение, в какую сторону вывести топливный бак, поскольку каждая сторона имеет свои плюсы и минусы.

 

В этом случае, если конструкторы долго не могут определиться с местом расположения горловины топливного бака, принимается решение оснастить машину двумя топливными горловинами, или же в зависимости от класса транспортного средства, иногда принимается решение оснастить машину двумя бензобаками с двух сторон.

 

1980 Jaguar XJ 

 

Правда все-таки два топливных бака или две топливные горловины это большая редкость на современном авторынке.

 

К сожалению, за долгие годы автопроизводители не посчитали нужным оснащать автомобили двумя доступами в топливный бак (справа и слева). Причина в том, что для таких решений необходимы дополнительные затраты, что в условиях нынешней конкуренции на авторынке не выгодно.

 

Хотя стоит признать что, например два топливных бака, расположенные с каждой стороны, отличная идея не только для удобства водителей, но это также позволяет выровнять вес автомобиля за счет равновесия массы топлива в топливных баках. 

 

С другой стороны, если автопроизводители не хотят лишних затрат и до сегодняшних дней не приняли решение массово использовать по два топливных бака в одном автомобиле, то не проще ли стандартизировать во всем мире месторасположение крышки бензобака в современных автомобилях. Ведь если все автомобили в мире будут иметь горловину топливного бака строго с определенной стороны, то все АЗС в мире быстро подстроятся под этот стандарт, располагая бензоколонки таким образом, чтобы заправочный шланг располагался только с одной стороны.

 

 

В итоге люди не будут путаться на заправке, забывая с какой стороны расположен в машине крышка топливного бака. Также это позволит равномерно загрузить каждую топливную колонку на АЗС, что не только снизит очереди на заправках, но и увеличит налоговые поступления в бюджет от продажи топлива, за счет увеличения продаж на всех АЗС.

 

Но лучше бы конечно автопромышленность приняла бы решение оснащать все автомобили двумя топливными баками или двумя крышками (горловинами). Ведь это не только удобно, но, также позволит автозаправочным станциям равномерно распределять потоки автомобилей, не создавая больших очередей и неудобств водителям. Естественно это также повлияет на прибыльность АЗС и соответственно на налоговые поступления в бюджет. 

 

К сожалению, на данный момент в автопромышленности не существует единого стандарта и консенсуса по этому вопросу. Поэтому мы видим на дороге автомобили с разным месторасположением крышки топливного бака. 

 

Бензобак справа или слева: Где лучше?

 

Что касаемо вопроса, с какой стороны расположение топливного бака удобнее, то конечно если в автомобиле рулевое колесо расположено слева, то удобнее чтобы крышка топливного бака располагалась также слева. Но если коснуться вопроса безопасности, то лучше бы, чтобы крышка бака была размещена с правой стороны (со стороны переднего пассажира), так как водитель в этом случае лучше защищен от проезжающих мимо автомобилей. 

 

Так что выявить, с какой стороны в автомобиле лучше расположение горловины бензобака, однозначно нельзя, так как в случае если в вашей машине крышка бака расположен слева, существуют как плюсы, так и минусы. Это касается и тех автомобилей, где крышка бака расположена с правой стороны. Так что ответить на вопрос, где лучше чтобы располагалась крышка топливного бака, нельзя. 

 

Тем не менее, было бы хорошо, чтобы автомобильные компании, по крайней мере, придерживались какой-то определённой стороны. Лучше конечно в первую очередь, решая вопрос о месте расположения крышки бака, чтобы учитывались нормы безопасности водителя, а не комфортность доступа или какие-то другие причины, связанные со снижением себестоимости производства. В таком случае многие Японские автомобильные компании стали бы при производстве автомобилей для Европы, России и Америки устанавливать горловины топливных баков с правой стороны.