На рынок бензина А-95 в Украине снова начинает проскакивать «бодяга» – исследование

В Институтe пoтрeбитeльскиx экспeртиз рeшили прoвeсти прoвeрку нaибoлee пoпулярнoгo 95-го бензина. В прошлых исследованиях эксперты фиксировали нарушения почти в 20 процентах проб, нынешнее исследование показало, что пока ситуация, к сожалению, далека от улучшения.

Потребление бензинов в Украине продолжает неуклонно снижаться — в прошлом году зафиксировано падение на 8%. Обусловлено это несколькими факторами, из главных — массовый переход на ГБО, а также «нашествие» «евроблях», которые в массе своей имеют дизельные двигатели. Бензин многим автолюбителям «бьёт по карману», и автомобилистам, логично, хотелось бы получать соответствующее цене качество. В Институте потребительских экспертиз решили провести проверку наиболее популярного 95-го бензина. В прошлых исследованиях эксперты фиксировали нарушения почти в 20 процентах проб, нынешнее исследование показало, что пока ситуация, к сожалению, далека от улучшения.

Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние сети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследовании дизельного топлива, проведенном  Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков.   Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 12 сетей — WOG, БРСМ-нафта, КЛО, Parallel, Chipo, GLUSCO, ANP, Motto, Sun Oil, Shell, Grand petrol и Народная.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам — октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали — два образца оказались не кондиционными.

Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр — октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному  сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 85,0 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в одну единицу!  «Девяносто седьмым» бензин оказался у сетей БРСМ-Нафта и Parallel (87,2 и 87 единицы). Практически не отстали и коллеги из КЛО (86,8) и Chipo — (86,7 единиц).  А вот в бензине от сети Народная «октана» «не хватило» — всего 84,3 единицы, что не соответствует нормативу.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель — содержание серы.   Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это  приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп, и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась «радужной», за одним исключением. У сети Народная зафиксирован своеобразный «рекорд» последнего времени — бензин оказался Евро 3, с содержанием серы 75 мг/кг! Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным — БРСМ-Нафта и Parallel (по 5 мг/кг), КЛО (5,2 мг/кг), Chipo и Sun Oil (6 и 6,9  мг/кг соответственно). Кстати, результат сети КЛО вдвойне приятен тем, что такие результаты показывает топливо украинского производства — Shebel производится на отечественном Шебелинском НПЗ.

Ещё один немаловажный параметр — содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушителей оказалось два — в образце сети ANP бензола было на 20 % больше установленного норматива (1,2 процента), а у Народной — и вовсе 3,8 процента! Такого эксперты не видели уже давно… Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell (0,51%) и БРСМ-Нафта- 0,40 процента.

Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным  процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.

Подытоживая данное исследование, можно констатировать, что у автомобилистов по-прежнему присутствует риск «напоить коня» чем-то не тем. Все-таки велик соблазн у некоторых трейдеров заработать на не кондиции, и с этим нужно считаться. Вместе с тем следует отметить, то добросовестные сети-дискаунтеры все же «наступают на пятки» большим сетям и подходят к вопросу качества ответственно.

АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015 к бензину А-95-Евро5
Октановое число (мотор. метод)(норматив — не менее 85 ед.)
Содержание серы, (Евро 5, норматив не более 10 мг/кг)
Объёмная часть ароматических углеводородов (Евро 5, в %, не более 35)
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)

Народна

84,3 

75 

19,1

3,8 

ANP

85

8

11,1

1,2 

БРСМ-Нафта

87,2

5

19

0,40

КЛО (Shebel)

86,8

5,2

18

0,52

Chipo

86,7

6

18,3

0,56

Параллель

87

5

18,2

0,49

Glusco

86,3

8

25,8

0,76

Motto

86,3

8,4

28,8

0,87

SunOil

85,9

6,9

23,6

0,59

Grand petrol

86,1

7,4

29,5

0,61

Shell

86,3

8,5

30,5

0,51

WOG

86,2

9,4

28,7

0,68

Вадим Кривенко